В условиях глобализации и роста масштабов животноводства вопросы биологической безопасности объектов становятся критически важными. Особенно остро эта проблема стоит в России, где существующие нормы по определению зоосанитарного статуса требуют пересмотра. Группа депутатов предложила изменения, которые могут радикально улучшить ситуацию. Как это скажется на отрасли и что изменится для производителей?
Что такое зоосанитарный статус и зачем он нужен?
Зоосанитарный статус — это система классификации объектов животноводства по уровню их биологической защищённости. Она является одним из главных критериев оценки безопасности содержания животных в хозяйствах и напрямую влияет на предотвращение вспышек инфекций и распространение заболеваний среди животных. Этот статус определяется с учётом комплекса мер биозащиты, которые реализуются на объекте. Его главная цель — минимизация рисков заражения и защита как хозяйства, так и окружающих его объектов от возможных эпидемий.
Согласно российскому законодательству, объекты животноводства могут иметь один из четырёх зоосанитарных статусов: высокий, средний, низкий и неопределённый. Каждая категория определяется на основе ряда факторов, таких как наличие или отсутствие мер по предотвращению заболеваний, соблюдение санитарных норм, а также частота мониторинга состояния животных и их окружения.
Однако, несмотря на значимость этой системы, она всё ещё не идеально адаптирована к реальным условиям. Как отмечают специалисты, существующие категории часто не учитывают специфики отдельных отраслей животноводства. Например, в птицеводстве, где риск распространения инфекций особенно велик, общие правила могут оказаться недостаточно эффективными. Именно поэтому ряд депутатов предложили пересмотреть систему зоосанитарного статуса, с учётом современных вызовов и особенностей отдельных видов животноводства.
Проблемы существующей системы зоосанитарного статуса
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются производители и регуляторы, является универсальность действующей системы зоосанитарной классификации. Система, разработанная несколько лет назад, строится на общих принципах, применимых ко всем видам животноводства. Однако животноводческие отрасли, такие как свиноводство, птицеводство или крупное рогатое скотоводство, имеют свои уникальные биологические особенности, что порождает определённые сложности в применении единого подхода.
Особенно остро эта проблема проявляется в птицеводстве. Птицы, в отличие от других животных, склонны к массовому заражению высокопатогенными инфекциями с коротким инкубационным периодом. Это означает, что если на одном объекте происходит вспышка болезни, она может в короткие сроки охватить соседние фермы, что приведёт к серьёзным экономическим потерям для всего региона. В таких условиях разделение на четыре уровня зоосанитарного статуса может оказаться недостаточным.
Например, если на одной птицефабрике строго соблюдаются меры биобезопасности, а на соседней — нет, это создаёт серьёзную угрозу заражения для первой. Отсутствие чёткого механизма разграничения таких ситуаций в действующей системе приводит к тому, что вспышки инфекций распространяются быстрее и могут охватывать целые регионы. В таких условиях хозяйства, соблюдающие все меры предосторожности, могут понести серьёзные убытки из-за несоблюдения стандартов на соседних объектах.
Индивидуальная оценка зоосанитарного статуса
Предложенные изменения в законодательстве направлены на введение более гибкой системы определения зоосанитарного статуса объектов. В первую очередь это означает отказ от универсальных критериев в пользу индивидуального подхода для каждого вида животноводства. Новый подход предусматривает, что статус будет устанавливаться на основе специфики конкретной отрасли и её рисков.
Например, в птицеводстве зоосанитарный статус будет определяться с учётом высокой восприимчивости птиц к инфекционным заболеваниям и короткого инкубационного периода болезней. Это позволит более точно оценивать уровень биозащиты и, соответственно, принимать адекватные меры для предотвращения распространения заболеваний. Важно, что индивидуальный подход даст возможность учитывать не только специфику видов животных, но и условия конкретного хозяйства: его расположение, уровень оснащённости, соблюдение санитарных норм.
Такой подход также должен помочь минимизировать риски заражения на крупных комплексах, где одно нарушение санитарных норм может привести к вспышке заболеваний на десятки километров вокруг. Индивидуальная оценка позволит более точно определять угрозы для каждой фермы, а значит, и более эффективно их предотвращать.
Кроме того, новый законопроект предусматривает расширение полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти. Эти структуры будут не только устанавливать зоосанитарный статус, но и вести постоянный мониторинг за соблюдением санитарных норм на объектах животноводства. Таким образом, новая система позволит более оперативно реагировать на любые изменения в санитарной ситуации на объектах и принимать меры по предотвращению эпидемий.
Роль федеральных и региональных органов в новой системе
Важным элементом предложенного законопроекта является взаимодействие федеральных и региональных органов власти в процессе определения и контроля за зоосанитарным статусом объектов животноводства. Если ранее ключевую роль в этом процессе играл федеральный орган, то сейчас предполагается более тесное сотрудничество с региональными структурами, что позволит учитывать местные особенности и специфику.
Такое распределение полномочий между уровнями власти создаст более гибкую и адаптированную систему. Региональные органы будут отвечать за оперативный мониторинг и анализ санитарной ситуации на местах, тогда как федеральный орган займётся стратегическим управлением и координацией действий между регионами. Это особенно важно для крупных аграрных регионов, где ситуация может меняться достаточно быстро в зависимости от местных условий, эпидемиологической обстановки и состояния животноводческих хозяйств.
Например, в некоторых регионах России вспышки заболеваний среди животных могут происходить чаще из-за климатических условий или плотности хозяйств, что требует быстрого реагирования и адекватных мер. Региональные органы будут лучше информированы о местных условиях, что позволит принимать решения с учётом всех специфических факторов.
Кроме того, в рамках нового законопроекта предлагается усилить контроль за объектами животноводства и создать систему регулярных проверок, которые будут проводиться как федеральными, так и региональными органами. Это должно снизить вероятность нарушений санитарных норм и обеспечить более высокий уровень безопасности для производителей. Также предполагается введение более строгих мер ответственности для тех хозяйств, которые игнорируют меры биозащиты и создают угрозу распространения заболеваний.
Изменения в системе зоосанитарного статуса, предложенные в новом законопроекте, станут важным шагом к улучшению биологической защищённости объектов животноводства в России.
Для производителей новый подход станет стимулом для соблюдения строгих санитарных норм, что, в конечном итоге, должно привести к снижению уровня заболеваний и повышению эффективности работы хозяйств.